Бог Один в Старшей Эдде

Синильга

Практик
Сообщения
14 513
Пол
Женщина
О́дин (исл. Óðinn, норв. Odin от исл. óðr), он же Во́тан (нем. и норв. Wotan, англ. Woden, от прагерманского *Wōđinaz или *Wōđanaz) — в скандинавской и германской мифологии, — бог ярости, поэзии, магии, мудрости, войны и смерти, верховный бог и предводитель асов, кроме того — эпический прародитель скандинавов. Отождествляется с римским Меркурием, его именем в английском языке называется среда (Wednesday).

ОДИН В СТАРШЕЙ ЭДДЕ

Происхождение и родство

Сын Бестлы и Борры, брат Вили и Ве («воля» и «святость»), отец Тора от Йорд (Земли), Бальдра и Хёда от Фригг, Видара от великанши Грид и Вали от Ринды.

Деяния

Вместе с братьями он убил инеистого великана Имира и сделал из его тела мир. Он также вместе с братьями создал из дерева первых людей: Аска и Эмблу («ясень» и «вяз»).
В одежде бродяги, Вотан путешествовал по миру. В частности, он пришёл к источнику мудрости в Ётунхейме и ценой одного глаза купил у Мимира право напиться из него.
Затем он повесился на Мировом Дереве Иггдрасиле, пронзив себя копьём, — в жертву самому себе — и висел так девять дней и ночей, а потом сорвался и обрёл руны.
Один также сооблазнил великаншу Гуннлёд, украл у неё мёд поэзии и улетел, превратившись в орла.

Судьба

В конце времён, услышав звук рога Хеймдалля, Один поедет к источнику Мимира за советом. Затем Один возглавит войско асов, вышедших против великанов, сразится с волком Фенриром, будет им пожран, но тут же отмщён своим сыном Видаром.

Атрибуты

Атрибуты Одина включают:

- двух воронов, Хугина и Мунина («мысль» и «память»), летающих по свету, а потом рассказывающих ему, что где творится,
- волшебное копьё Гунгнир, никогда не промахивающееся,
- золотое кольцо Драупнир, каждую девятую ночь производящее восемь таких же,
- восьминогого коня Слейпнира, рождённого Локи,
- отрубленную голову (терафим) Мимира, предсказывающую ему будущее,
- двух волков Гери и Фреки, которым он бросает всю подаваемую ему в Вальхалле пищу, не употребляя ничего, кроме вина и мёда.

ОДИН В МЛАДШЕЙ ЭДДЕ

Сказания о нем подчеркивают происхождение будущих викингов с южных регионов Скифии. Наибольшие подробности в произведении Снорри Стурлуссона (Круг Земной; Сага об Инглингах)

Представления средневековых скандинавов о "круге земном"

Круг Земной, где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда (вариант - страны юго-восточных нервов, память о которых отчасти хранил Неревский конец средневекового Новгорода) до самого Йорсалаланда. От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света.

Та, что к востоку, зовется Азией (границу с античности вели по Дону), а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин (арабского Халифата, реалии 7 – 10 вв. н.э.), а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей (по сути, Швецией-Свейсией подменялась Скифия, своя для многих индоевропейцев).

Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода (это говорил Геродот о Скифии), как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших областей. Там много также разных народов и языков (о скандинавской Швеции подобное сказать трудно). Там есть великаны и карлики, и черные люди, и много разных удивительных народов (вариации текста Геродота) . Там есть также огромные звери и драконы. С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис (Дон). Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль [Ванак-висла имеет и славянские трактовки]. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов (венедов-энетов?). Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой.

Страна Асов

Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард (ищут у Азовского моря). Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями, или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать (связывают с аристократами приазовских полисов Боспорского царства). Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и поэтому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди верили, что тогда успех будет им обеспечен. Когда его люди оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и считалось, что это им помогало. Он считался самой надежной опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал.

Братья Одина

У Одина было два брата. Одного из них звали Be, а другого Вили (всех братьев было трое, как, например, и в легендах о происхождении скифов или полян-киевлян, славян). Они правили державой, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеряли надежду, что он вернется. Тогда братья стали делить его наследство, и оба поженились на его жене, Фригг (подобный брак связывают с приазовской царицей Динамией). Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену. Далее представления о круге земном начала нашей эры, до 20 веков назад.

(Во времена Помпея Мелы (верхняя карта) , 1 в. н.э., Скифия, по сути, рассматривалась серединой античного мира. Эти идеи отчасти развивал и Птолемей . Но Гардарики и Страны Саксов, многих средневековых реалий, отраженных эпосом об Одине, тогда еще не было).

Войны асов и ванов

Один пошел войной против Ванов (венедов?), но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга ( возможно, здесь и память о киммерийско-урартских (ванских) войнах). И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда (Северянина) Богатого и сына его Фрейра (Свободного, «фракийца»), Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром (Кениром, королем), и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром (имя напоминает славянизм), очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир (это уже подозрительное, если допускать праславянский корень, имя). Когда Хёнир пришел в Жилище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему (скифские учителя-педагоги славились с античных времен, с эпохи Прометея и кентавра Хирона, воспитывавшего Ахилла). Но когда Хёнир был на тинге или сходке (вече) и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: «пусть другие решают».

Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение (этот прием известен скифам тысячи лет) , и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны.

Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями (девами-прорицателями индоиранцев) у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов (обряды колдовства-гадания у скифов описывал еще Геродот). Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов (более северных по отношению к южанам) был запрещен брак с такими близкими родичами.

Хребет гор Рип (?)

Большой горный хребет (Урал или Русские возвышенности – Рипы, отчасти округа Валдая) тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок (реалии 6 – 7 вв. н.э.). Там были у Одина большие владения. В те времена правители римлян (реалии с 3 века до н.э., затем и Византии) ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики [обычно связывают с Русью у Востока Балтики], а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове [очевидное эпическое указание на исход этноопределяющих групп индоевропейцев-скандинавов с юга через земли будущей Руси к Балтике, чего многие историки официоза напоминать никак не хотят].

Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель. Она пришла к Гюльви, и он наделил ее пашней. Она отправилась в Жилища Великанов и зачала там от одного великана четырех сыновей. Затем она превратила их в быков, запрягла их в плуг и выпахала землю в море напротив Острова Одина. Там теперь остров Селунд. С тех пор она жила там. На ней женился Скьёльд, сын Одина. Они жили в Хлейдре. А там, где прежде была земля, стало озеро. Оно называется Лёг. Заливы в этом озере похожи на мысы Селунда. [стихи скальдов опускаются далее для экономии места].

Походы Одина обратно

Один, узнав, что на востоке (обычно связывают с Русью) у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело миром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами. Один и Асы много раз состязались с Гюльви в разных хитростях и мороченьях, и Асы всегда брали верх. Один поселился у озера Лёг, там, где теперь называется Старые Сигтуны[в средние века – столица скандинавской Швеции], построил там большое капище и совершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов (прорицателей-скифов Приазовья). Все земли, которыми он там завладел, он назвал Сигтунами. Он поселил там и жрецов. Ньёрд жил в Ноатуне (ононим типа Новгород, а Неаполь известен в Крыму еще до нашей эры), Фрейр — в Уппсале, Хеймдалль — в Химинбьёрге, Тор — в Трудванге, а Бальдр — в Брейдаблике. Всем им Один дал хорошие жилища. Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии (названия индоиранских жрецов) пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один (как Прометей ) был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил [вновь напоминание о мастерстве скифских педагогов и значении их опыта]. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией (скифы, включая Анахарсиса, славились особым искусством речи). Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками [есть слову разные пояснения, включая барсы-персы, пардусы русских летописей].

Волхование Одина мОдин мог менять свое обличье (как Волхов сказаний о Словене и Русе). Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей. Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль — он назывался Скидбладнир, — на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок. Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными. Поэтому его называли владыкой мертвецов, или владыкой повешенных. У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов (а они, по сути, продолжали традиции округи Приазовья и юга) называют мастерами заклинаний. Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется колдовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел. Эти его искусства очень его прославили. Недруги Одина боялись его, а друзья его полагались на него и верили в его силу и в него самого. Он обучил жрецов большинству своих искусств. Они уступали в мудрости и колдовстве только ему. Да и другие многому научились у него, и так колдовство очень распространилось и долго держалось. Люди поклонялись Одину и двенадцати верховным жрецам, называли их своими богами и долго верили в них. От имени Один пошло имя Аудун [созвучие типа Авдей], и люди так называли своих сыновей, а от имени Тора пошли имена Торир или Торарин, а в сочетании с другими словами — Стейнтор или Хавтор и многие подобные.

Законы Асов в стране Одина

Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай долго потом держался. В начале зимы надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы — за весеннее прорастание, а летом — за победу. По всей Швеции люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожайный год. (Этим занимались наемники и на Руси). Ньёрд женился на женщине по имени Скади. Но она не захотела жить с ним и вышла потом замуж за Одина. У них было много сыновей. Одного из них звали Сэминг. К Сэмингу возводил свой род Ярл Хакон Могучий. Эта Швеция (скандинавская) называлась Жилищем Людей, а Великая Швеция (Великая Скифия) называлась Жилищем Богов. О Жилище Богов есть много рассказов. Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов (Великую Скифию) и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард (в Приазовье, куда через тысячи лет стремился и Тур Хейердал) и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом. Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним. Ньёрд из Ноатуна (скандинавского Новгорода) стал тогда правителем шведов и совершал жертвоприношения. Шведы называли его своим владыкой. Он брал с них дань. В его дни царил мир, и был урожай во всем, и шведы стали верить, что Ньёрд дарует людям урожайные годы и богатство. В его дни умерло большинство диев. Все они были сожжены, а потом им приносили жертвы. Ньёрд умер от болезни. Он тоже велел посвятить себя Одину, когда умирал. Шведы сожгли его и очень плакали на его могиле.
 
Еще материал об Одине.

Один, дроттин (конунг) свеев
Odin, Woden, Wodan, Wuodan, Wotan
Отец: Бор
Мать: Бестла
Жены:
1) Йёрд
2) Фригг
3) Ринд
4) Грид (?)
5) Скади
Сыновья: [1] Тор, [2] Балдур, [3] Вали, [4] Видар, [5] Сэминг, [?] Сиги, Шёльд, Юнгви (?), Гаути, Сигрлами, Вегдег (Векта ?), Белдег, Веотульгеот, Касер, Винта

+ + +

Согласно "Саге о Юнглингах" Один жил во времена, когда правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы. Один был правителем народа асов, которые жили в стране (Азии?) к востоку от реки Танаквисль (Дон?). Столица страны называлась Асгард. Один был великий воин, много странствовал и завоевал многие державы. Однажды он пошел войной на ванов, что жили в устье Танаквисля. Когда стало понятно, что ни одна сторона не сможет одержать победу, асы и ваны примирились и обменялись лучшими людьми из своих племен в качестве заложников. Ваны прислали Ньорда и сына его Фрейра, известного также как Юнгви. Один сделал их жрецами (диями) из числа двенадцати верховных жрецов. Асы же отдали ванам Хёнира, мужа статного, но глупого, сказав, однако, что он будет хорошим вождем, и мудреца Мимира, который давал советы Хёниру. Узнав об обмане, ваны отрубили Мимиру голову и отослали ее асам. Один натер голову Мимира травами, защищающими от гниения, и произнес заклинание, придав ей такую силу, что голова разговаривала с ним и открывала ему многие тайны.

Один был провидцем и колдуном. Он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел. Один мог менять свое обличье, превращаясь в птицу, рыбу, змея или зверя. Он мог словом потушить огонь, утишить море, повернуть ветер в любую сторону. Один был красноречив. Он говорил так складно и гладко, как будто пел песню. Друзья уважали Одина, а недруги панически боялись его. Люди поклонялись Одину и двенадцати верховным жрецам, называли их своими богами и долго верили в них.

Будучи провидцем, Один знал, что его потомки будут владеть Северными странами. Оставив в Асгарде своих братьев, он отправился сначала на запад, в Гардарику, а затем на юг, в Страну Саксов, где посадил правителями своих сыновей. Сам же Один поселился на острове Фюн. Наконец он отправился в Швецию, где правил конунг Гюльви. Долго состязались Гюльви и Один в хитрости и ловкости, и понял Гюльви, что не одолеть ему правителя асов, и закончили они дело миром. Гюльви дал Одину и его жрецам земли в Швеции. Один поселился в Старой Сигтуне на берегу озера Меларен, Ньорд - в Ноатуне, а сын его Фрейр - в Уппсале.

Один ввел в своей земле такие же законы, какие были у асов, и обучил людей многому из того, что знал. По всей Швеции люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожайный год.

Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Свеи решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся свеям перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом. Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.

Правителем свеев после смерти Одина стал Ньорд из Ноатуна.
 
А еще в дополнении об Ассах, точнее о взаимосвязях. Была такая река Ирий ("молочная река", где пировали славянские Боги), говорят что она где-то на севере, в Сиб-Ири, по некоторым преданиям это вроде как река Лена. Так вот по преданиям часть Ассов из Ирия ушли в свое время на юго-запад и основали там поселение Ас-Сирию (впоследствии разделившуюся на части : Ир-ан, и С-Ири-я).
То есть ассирийцы по сути сильно отличались от коренных арабов (и самим цветом кожи, глаз ...). Все перемешалось за века, но даже и сейчас у некоторых Сирийцев можно увидеть и светлые оттенки кожи и голубые глаза далеких предков (Ассов из Ирия) ))).
 
Последнее редактирование:
Назад
Верх