Рина
Мыслитель
- Сообщения
- 360
- Пол
- Женщина
Заговоры использовались в различных жизненных обстоятельствах. Они могли исполнять желания, поддерживать человека или защищать от негативного воздействия, например, от нечистой силы. Применялись как в личной, так и в хозяйственной сфере. С их помощью можно было вызвать любовь или избавиться от неё, отогнать болезнь (у людей и животных). Особые заговорные формулы также помогали в торговле или спасали заблудившихся в лесу путников. Существовали заговоры-просьбы и заговоры-требования.
Произнесение заговоров – занятие сложное и ответственное. Воспроизведение текста профессионалом гарантировало, что магическая формула будет действовать. Например, колдун или знахарь был необходимым лицом на свадьбах. Его задачей было защищать молодожёнов и всех присутствующих от порчи. В случае заговаривания от пуль перед отправлением на войну, нужно было упомянуть все возможные виды пуль, которые могут достичь человека. Если сделать это неправильно и упустить хотя бы один вид – последствия могут быть трагическими, и адресат заговора погибнет. Также пастухи должны были знать определённые заговоры, чтобы защитить свой скот от нечистой силы и диких зверей. Народные заговоры поражают своей детализацией. Считалось, что чем полнее описание, тем действеннее заговор. Это подтверждается, например, в заговоре от укуса змеи: "змея домашняя, змея полевая, змея навозная, змея межовая, змея курчавая, змея лесная, змея подколодная, змея водяная, змея летучая, змея кожепея, унимай своих слуг, вынимай свои зубы и яд, с белых костей, с чёрных бровей, с ясных очей, с жил, с поджил, с ногтей, с подногтей, с буйной головы, с горячей крови, с ретивого сердца (Имя)”.
Здесь перечислено десять различных видов змеи и десять возможных частей человеческого тела, которые могут быть укушены. Точность описания обстоятельств важна, потому что, если какой-то вид змеи или часть тела не упоминается, тогда этот аспект не охватывается заговором.
Стоит отметить структуру древнерусских заговоров. Их композиция строится как текст в тексте. Сначала описывается, как субъект отправляется в определённое место (об этом дальше), где встречает сверхъестественные силы и персонажей, а затем описывается то, как субъект обращается к ним с просьбой, молитвой или заклятием. Чаще всего заговоры состояли из трёх компонентов: вводной части, основной части и закрепительной части.
Вводная часть заговора - «зачин» содержит намерение на место императивного призыва. Это центр чужого мира, символ мировой оси, например, камень Алатырь посереди моря-океана, остров Буян или другие пункты, чаще всего связанные с пограничными местами, такими как перекрёсток дорог, край леса или поля. Заговоривающий, произнося текст, как будто совершает путь в мир магических сил, перешагивая границу чужого мира.
Намёк на границу обозначал границу не только в пространственном понимании, но также и временную границу, то есть полночь, утренние и вечерние зори, солнечный закат, рассвет, канун языческого праздника.
Примеры зачинов заговора:
«Небом покроюсь,
Зарею подпояшусь,
Звездами отыщусь...»
«Стану я (имя рек)
Пойду из избы дверьми,
Из двора воротами...»
«На Синем Море-Окияне,
На Острове Буяне
Стоит Дуб кверху корнями
Да ко низу ветвями…».
Основная часть заговора, которая выражалась заговорными формулами, зависящими от типа заговора. В этой части оговариваются все сопутствующие условия, также связанные с телесными представлениями о мире и человеке. Основная часть заговора – императив – требование или запрещение, привлечение или отгон, строится на сравнении или противопоставлении телесных объектов (например, человека и зверя, птицы, рыбы, камня, огня и так далее). Для язычника и звезды и овцы, с которыми их сравнивали в заговорах, были как бы из одного теста, отсюда самые неожиданные, с современной точки зрения, сопоставления и уподобления.
Примеры основной части заговора:
«Как дождь воды не пробил,
Так бы меня (имя рек) именем Перуновым
Мечи да стрелы не пробивали,
Тело моё было б крепче Белого Камня,
И как от воды камни отпрядывают
И пузыри отскакивают,
Так бы от меня (имя рек)
Именем Перуновым отскакивали
Стрелы да копья-сулицы…».
Заключительная часть заговора - «закреп» содержит в себе символический образ ключа – замок, который связан с проведением границы, замыканием заговора. Такая формула обеспечивала действие заговорного слова.
Концовка заговора должна закреплять его, содержать в себе твёрдость, замыкание – свойства, усиливающие силу слова. Заговоры считаются мощными именно благодаря этим ключам и содержащимся в них символическим образам.
Примеры заключительной части заговора:
«Мои уста – замок, мой язык – ключ: Ключом замкну, ключом запру, замок в море спущу, а ключ на небеса брошу»
«Будь ты, мой приворот, Крепче камня, Крепче железа, Век по веку, Отныне и до веку! Гой!».
Для древнерусских заговоров характерно упоминание всех четырёх сторон света, например:
«На Море Океяне, на острове Буяне стоит дуб...
И мы вам помолимся, на все четыре стороны поклонимся»
«стоит капарис-дерево... заезжай и залучай со всех четырёх сторон... как идёт солнце»
Распространёнными тропами в заговорах являются сравнения и параллелизмы:
«Как потухает кровавая заря на небе, так да остановится льющаяся из раны кровь».
Заговоры разделяются на три основные группы.
1. Лечебные заговоры – считаются одними из самых популярных. Это заговоры против болезней. В культуре тела всё считалось материальным, в том числе и болезнь. Если человек заболел – значит его тело выбрала болезнь, обитает в нём, и поэтому её нужно изгнать, применяя разные словесные формулы и действия.
В заговорах к болезни обращаются как к живому существу или в третьем лице. Часто у болезней свои имена, например: Синея, Гнетея, Мученица, Глухея, Хрипуша и другие. Самые распространённые формулы лечебных заговоров – это формулы изгнания. Они выражаются кратко, в императивной форме глагола: сохни, исчезни, выйди.
«Пришла жаба даром, И отойди жаба даром»
«Выйдите все скорби и болезни».
2. Любовные заговоры - к ним относятся привороты, присушки и отсушки, остуды. Присушки – формулы, произносимые с целью вызвать любовь, а отсушки, наоборот, чтобы кто-то разлюбил. Любовь в Древней Руси отождествлялась с огнём, который должен разгореть сердца (особенно в присушках), и к нему в основном обращались в любовных заговорах.
«В печи огонь горит, палит, пышет и тлит дрова,
Так бы тлело, горело сердце у рабы Божьей (Имя)»
«Как гора с горой не сходится,
Так же раб Божий (Имя) с рабой Божьей (имя рек) не сходился, не сдвигался бы».
3. Хозяйственные заговоры. Их применяли хозяева в повседневной жизни: против падежа скота, чтобы коровы давали молоко, против заразы, на урожай, с просьбой о дожде и так далее.
«Как по поднебесью звёздам нет числа, Так бы у раба (имя рек), уродилось овец более того».
Последнее редактирование: