Синильга
Практик
- Сообщения
- 12 240
- Пол
- Женщина
Тема судьбы в Старшей Эдде
Тема судьбы отчётливо прослеживается во многих песнях «Старшей Эдды»,
являясь одним из основополагающих философских мотивов. Древние скандинавы выработали свой взгляд на этот вопрос. Именно он во многом определяет специфику «Старшей Эдды». Всю глубину описываемых событий можно постичь лишь глядя на них сквозь призму осознания неотвратимости происходящего – так, как на них смотрели неизвестные создатели «Старшей Эдды».
И мифологические, и героические песни проникнуты своеобразным трагизмом:
герои эпоса гибнут, по большей части страшной смертью, которую они, как
правило, смело принимают, а в ряде случаев идут ей навстречу (Брюнхильд,
Сигурд, Гуннар, Хёгни). Представление происходящего в свете неумолимого
рока придаёт ему ещё больший трагизм. В мифологической эсхатологической
концепции мир движется к «сумеркам» и асы знают о своей неминуемой гибели и её причине – нарушении данных ими обетов. Мотив нарушения клятв – также
один из ведущих и в героическом эпосе. Он тесно переплетается с мотивом
судьбы. Сигурд, бургунды – Гьюкунги, Атли и другие персонажи погибают
именно из-за несоблюдения торжественно данных клятв. Правда, стоит
заметить, что ссылки на судьбу, норн и т.п. становятся особенно частыми в
поздних записях эпических произведений, где они, возможно, уже лишаются
прежнего значения, однако предсказание грядущих судеб героев принципиально важны для героических сказаний.
Тема судьбы отчётливо прослеживается во многих песнях «Старшей Эдды»,
являясь одним из основополагающих философских мотивов. Древние скандинавы выработали свой взгляд на этот вопрос. Именно он во многом определяет специфику «Старшей Эдды». Всю глубину описываемых событий можно постичь лишь глядя на них сквозь призму осознания неотвратимости происходящего – так, как на них смотрели неизвестные создатели «Старшей Эдды».
И мифологические, и героические песни проникнуты своеобразным трагизмом:
герои эпоса гибнут, по большей части страшной смертью, которую они, как
правило, смело принимают, а в ряде случаев идут ей навстречу (Брюнхильд,
Сигурд, Гуннар, Хёгни). Представление происходящего в свете неумолимого
рока придаёт ему ещё больший трагизм. В мифологической эсхатологической
концепции мир движется к «сумеркам» и асы знают о своей неминуемой гибели и её причине – нарушении данных ими обетов. Мотив нарушения клятв – также
один из ведущих и в героическом эпосе. Он тесно переплетается с мотивом
судьбы. Сигурд, бургунды – Гьюкунги, Атли и другие персонажи погибают
именно из-за несоблюдения торжественно данных клятв. Правда, стоит
заметить, что ссылки на судьбу, норн и т.п. становятся особенно частыми в
поздних записях эпических произведений, где они, возможно, уже лишаются
прежнего значения, однако предсказание грядущих судеб героев принципиально важны для героических сказаний.