Я не принимаю клиентов, но я довольно неплохой управленец, и могу организационную часть прокомментировать, так как вижу у многих есть сомнения.
1) ПРАВИЛА.
У вас должны быть правила, с которыми вы знакомите клиента сразу же и чётко ему объясняете на каких условиях работаете. Это очень избавляет от проблем.
Приведу пример: у двух моих знакомых - языковые школы. Там особенность бизнеса такая, что люди на направлении индивидуальных занятий сразу оплачивают вперёд определенное количество занятий. И в оферте на сайте есть пункт: если урок не отменён заранее, за такое-то количество часов, он считается проведённым.
Это разумно - в расписание уже никого не поставить, преподаватель к уроку готовился.
И у одной с этим пунктом проблем не возникает вообще. Студенты или отменяют вовремя, или если поздняя отмена, сами говорят - понимаю, виноват, засчитывайте.
У второй каждый раз такой урок снимается со скандалами.
И отличие в том, что у первой менеджеры по протоколу должны трижды рассказать студенту при приёме об этом пункте: устно в самом начале до оплаты, вместе со счетом ещё раз напомнить письменно - и прислать ссылку на оферту, и после оплаты тоже.
А у второй клиенты просто оплачивают счёт и вперёд. Им чуть ли не вскользь говорят - там на сайте оферта, почитайте - но кто ее читает?
И когда доходит дело до штрафного случа, студенты в шоке. Они это впервые слышат и считают себя обманутыми.
Так что вы действительно облегчите себе жизнь, если хотя бы просто в ворде составите свод правил для клиентов, в которых отразите все нюансы - что будет если он опоздал, что он должен принести на приём, максимальная длительность приёма, что запрещено категорически, в каких случаях вы отказываете клиенту и в каких - прекращаете работу без возврата оплаты и тд и тп.
Как только клиент просит помощи - вручаете распечатку/высылаете ему этот документ. На особо важных местах фокусируете внимание отдельно, письменно или устно (помните про регламент, по которому менеджеры должны были трижды предупредить о коварном пункте?).
И таким образом вы чётко по сути заключаете с клиентом соглашение и он проинформирован письменно на каких условиях он будет работать. Если накосячит - вы его предупреждали, винить некого.
2) ЦЕННИК
В обсуждениях с практиками порой встаёт вопрос, как лучше - ценник открыто вывесить или же «в личку», каждому отдельно?
Тут у практиков прямо палка о двух и даже трёх концах - как и клиента не отпугнуть ценой, и конкурентам не рассказать о своих ценах, да и вообще цена по ходу дела может вырасти.
Я твёрдо убеждена: ценник надо говорить открыто. Конкуренты узнают и так, уж поверьте. Клиенты - да, могут испугаться. И это здорово - потому что к вам придут люди, которые уже согласны на эти цены и они им норм. И я не думаю что вы будете очень переживать по поводу отсечения неплатежеспособных клиентов.
Оглашайте ценник сразу на своём сайте/кабинете, и при первом контакте с клиентом ещё раз его ему предоставляйте ценник вместе с правилами. Человек должен чётко понимать сколько это стоит и рассчитывать свои возможности.
3) ОРГАНИЗУЙТЕСЬ.
Уровень первый, для тех кто вообще не имел такого опыта - попробуйте вести расписание. Вернее не так -у вас обязательно должно быть расписание. Хотя бы оно, я уж не говорю о большем.
Мне лично нравится календарь от Мэйл ру. Он автоматом идёт к каждой почте на мэйл ру.
Каждого клиента можно быстро записать на определённый день-время, если возникли изменения - мышкой быстро его перетащить на другое время и даже день.
При записи новых клиентов сразу видно какие места есть свободные и у вас не получится что 2клиента на одно время.
Также можно и самой посмотреть на расписание и выбрать свободное окно для того чтобы ритуал провести или за хлебушком там сходить
2 уровень - добавляйте менеджеры задач. Их великое множество, лучше всего выбирайте те, где есть и браузерная версия и приложение на ваш телефон.
Я пользуюсь Wunderlist. Хвалят Todoist, мне не пошёл - не нравится, что к задачам нельзя прикрепить Файлы.
Для чего: для планирования задач на определенные дни и часы или без них, списка покупок, регулярных повторяемых задач.
Я себе допустим в выходные планирую наиболее важные и очевидные дела на всю неделю, удачно их распределив, плюс ежедневно добавляется что-то.
Для обрядов обязательно составляю там список покупок - реквизит и что на откуп, без него не иду за покупками - забуду.
Очень мотивирует все переделать и не лениться.
3 уровень - это СРМ
Это, грубо говоря, система которая полностью организует все ваши дела.
Там можно и задачи поставить. И расписание создать. И даже карточку каждому клиенту составить - с контактами, с отчётами и датами, как прошло, что делали, добавить все фото, и даже если он снова придёт через 5 лет - у вас все есть по нему.
Там же можно и почту свою интегрировать и прямо оттуда вести переписку -тогда в карте клиента даже все письма с ним будут видны.
Срм заточены под бизнес и они платные, но тарифы для небольших объемов обычно бесплатны.
Мне нравится Битрикс CRM. Очень мощный функционал, бесплатный тариф есть.
4. Ведите финансовый отчёт!
Записывайте все оплаты. Записывайте все траты на реквизит и откупы.
И таким образом вы сможете в конце месяца знать что вы собственно заработали чистыми.
Возможны неожиданные открытия
Вести финансовый отчёт можно используя приложения, их множество.
Мне нравятся Дзен Мани.
Но самый мощный финансовый отчёт я нашла в экселевских шаблонах на Гугл-диске. Так и называется что-то типа отчёт за месяц.